Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Хайфа: культурный центр «Кастра»
Путешествие воронежца в Израиль.
7522
Поделиться с друзьями
В ходе работ по расширению города на юге Хайфе были обнаружены руины византийского поселения. В частности, самые необходимые  для жизни сооружения – церкви (две) и винокурни (четырнадцать). Современные жители этих мест решили не ставить поверх новый жилой квартал, а возвели неподалеку от раскопа центр торговли и современного искусства «Кастра».
 
Насколько можно понять замысел его создателей, его целью было соединить древнюю историю и современное искусство, предание и факты, творчество и коммерцию, т.е. миниатюрное подобие израильского общества и жизни. Часть находок древнего городища экспонируется в специальном зале Кастры. Из представленных предметов мы можем узнать, что древние обитатели этих мест уже знали толк в косметике и украшениях, а также в вине (амфоры), т.е. были также тщеславны и легкомысленны, как и мы. 
 
Современная часть Кастры – галерея Пикассо и многочисленные выставки высоким искусством не блещут, хотя в Хайфе и работает парочка художественных училищ и целая академия дизайна, кроме того, среди репатриантов, особенно русских, оказалось немало художников. Но лучше всего местным удаются смешные керамические фигурки и этнические сувениры.
 
 
 
Основной достопримечательностью культурного центра является Музей кукол, перевезенный сюда из маленького городка на Голанских высотах. В застекленных стендах с помощью кукольных фигурок представлена история еврейского народа от Адама и Евы почти до наших дней. Рыжий облезлый Каин держится за голову над бездыханным братом, Авраам собирается принести в жертву Исаака и ждет знака свыше, войско фараона поглощается волнами, защитники крепости Масада бросают камни на головы врагов, неистовый Моисей потрясает скрижалью, благообразный Соломон пытается провести анализ ДНК спорного младенца. В разделе современной истории – фашистские концлагеря с уверенными в своих превосходстве и безнаказанности фашистами и белыми сгорбленными фигурами заключенных, провозглашение независимости Израиля, заключение мира с Египтом, современные теракты. А надо сказать, фигуры охранников концлагеря сделаны со знанием фактуры – основательница музея Магда Вотс сама была узницей Аушвица. Именно шитье тряпичных кукол помогло ей выжить в лагере смерти.
 
Но лучшим произведением современного искусства является сам центр Кастра. Большая часть его многочисленных росписей и скульптур созданы австрийским художником Ариком Брауром, создателем школы фантастического реализма. Ему принадлежат библейские сюжеты, выложенные во внутреннем дворе Кастры. Фантастический реалист не стремился к анатомической точности, изображая прародителей человечества, опутанных кольцами Змея, или Иакова, вступившего в единоборство с ангелом. Но именно необычная манера изображения всем известного и привлекает внимание, заставляет подолгу останавливаться у фресок, а потом – лишний раз заглянуть в Библию, чтобы вспомнить, как все было в первоисточнике.
 
 
Брауэру принадлежит и роспись центрального купола, где он проиллюстрировал притчи царя Соломона. Вот некоторые из тех, о которых счел необходимым напомнить художник: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная», «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору», «При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен», «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день». Под бело-голубым куполом Кастры можно провести целый день, разгадывая брауровские ребусы – опять же, регулярно справляясь с Библией. А на вершине купола изображен сам Соломон, тоже с довольно необычной точки зрения. 
 
Действительно, по-хорошему, место искусства  - не в музее и не на аукционе, а в повседневной жизни людей. И в Хайфе это, очевидно, понимают. Например, кое-где на улицах встречаются скульптуры динозавров, раскрашенные самым причудливым образом. Рассказывают, что пару лет назад Школа дизайна устроила акцию «Раскрась динозавра!»: десятки миниатюрных диплодоков были выставлены по всему городу и покрыты узорами то под хохлому, то под боевой рассказ зулусских воинов. Интересно, что впоследствии многие скульптуры были просто украдены, хотя подобная акция требует немалой наглости, а главное, тяжелой грузовой техники. Кроме того, трудно представить себе способ применить диплодока в домашнем хозяйстве. Более долговечным оказался труд студентов Школы дизайна над подземными переходами. Так, переход под железной дорогой радует глаз многочисленными рисунками на штукатурке, одни из которых напоминают о добродушных дадаистах вроде митьков, другие же настолько готичны, что, несомненно, привлекают в тоннель дементоров. 
 
 
Текст Леонида Диденко
 
 
Автор: ViqtorB