Для оптимальной работы интернет-издания 36on.ru и его регулярного обновления мы используем cookies (куки-файлы) и сервис сбора и статистического анализа данных «Яндекс.Метрика» Продолжая оставаться на нашем сайте, вы соглашаетесь на использование куки-файлов и сервиса сбора статистики «Яндекс.Метрика».
Подробнее
Путешествие на Алтай: рассказываем о лучшем маршруте и нетипичных местах
Необыкновенные озера, высокие горы и нетронутая природа.
1074
Поделиться с друзьями
В России стал активно развиваться внутренний туризм. Одним из наиболее привлекательных мест для путешествий сегодня является Республика Алтай. Традиционным сезоном для поездок туда считается период с 1 мая по 20 октября. Период с августа по сентябрь же считается высоким сезоном, когда открыты абсолютно все направления, включая высокогорные. Поэтому если вы ещё не решили, куда съездить этим летом, или планируете будущие путешествия, рассказываем о варианте маршрута, с помощью которого можно охватить наибольшее количество природных достопримечательностей. 
 

Республику Алтай часто называют «русской Швейцарией», и не зря: здесь можно увидеть зеленые луга, горы, леса и завораживающие пейзажи. Местами она похожа на Грузию, местами – на суровую Тайгу, монгольскую степь или даже родной Воронежский край – здесь есть всё. При этом с точки зрения туризма регион стал развиваться только последние годы, очень заметна граница туристического Алтая и нетуристического. Недалеко от Чуйского тракта построено много турбаз с разным уровнем комфорта, а чуть в сторону ты теряешь связь с привычными удобствами в виде сотовой связи и электричества. Как будто Алтай приоткрыл для внешнего мира свой кусочек, а остальное спрятал от посторонних глаз. В нашем маршруте отдельно уделим внимание тем местам, которые ещё не завоевали внимание туристов. 


Сейчас из Воронежа на Алтай можно добраться на машине или автобусе (около 4000 километров), перелетом из Москвы или же поездом до Новосибирска или Барнаула. Если всё же выберете самолет, то удобнее (и дешевле) будет отправить вещи заранее транспортной компанией и полететь уже налегке. Что касается перемещений по самому Алтаю, из-за большой удаленности достопримечательностей друг от друга удобнее всего будет взять в аренду автомобиль. Однако можно ограничиться и автобусами, их с развитием туризма в регионе стало гораздо больше.

Условно пути к основным достопримечательностям Алтая можно представить как четыре дороги от Горно-Алтайска разной протяженности, уходящие вниз, к Монголии, и почти не пересекающиеся. 

Первая дорога на Усть-Кокса, ближе к Казахстану, порадует тех туристов, кто по несколько дней могут взбираться в гору и созерцать красоты с высоты птичьего полета. Здесь и гора Белуха с наивысшей точкой на Алтае – 4509 метров над уровнем моря, – классическое восхождение на которую займет 12 дней, и Мультинские озера с хвойными лесами и горными склонами вокруг. Отдельно советуем обратить внимание на гору Красная с её тремя озерами: по красоте это место не уступает Мультинским озерам, но доступно для внедорожника и менее раскручено. 


Можно остановиться на стоянке на Красной горе с палаткой, а до самих озер подниматься около часа – будьте готовы идти в гору по местами заснеженной дороге, снег здесь даже летом. Тут можно увидеть много маленьких водопадов от таящих вершин, необыкновенной красоты горы и озера, встретить местных бурундуков и насладиться непередаваемыми закатами. Эти места примечательны погодными условиями – может быть жарко днем, при этом все озера в снегу, к вечеру же может резко начаться дождь. Поэтому будьте осторожны: по сырой дороге спуск с горы труден даже для очень опытного водителя. 


После первого ответвления удобнее будет отправиться сразу на третье. Третья дорога – Чемальский тракт, меньше по размеру, но красотами не уступает Чуйскому (второе ответвление). Здесь правит её величество река Катунь, со своими маленькими подружками, они постоянно петляют, удивляют и завораживают. По берегам Катуни построили множество современных комплексов, эти места подойдут людям, ценящим комфорт, для расслабления и неспешного созерцания природы. Ороктойский мост, остров Патмос и Чемальская ГЭС обязательны для посещения. Такие виды, например, рядом с Чемальской ГЭС.


Второе «ответвление» от Горно-Алтайска – Чуйский тракт. Это основная дорога туристических маршрутов, по ней часто едут медленно, постоянно крутят головой и останавливаются, чтобы в очередной раз сфотографировать пейзаж. Сюда можно добраться на такси или автобусе, есть множество турбаз и остановок с сувенирами и различными развлечениями. Дорога ведет к Монголии, меняя виды после каждого перевала: виды с Чике-Таман или в Кош-Агаче совсем разные, но все потрясающие. 


Здесь можно увидеть, например, Гейзерное озеро, от центра которого кольцами расходится голубой ил. Это ветка подойдет для недолгих путешествий, когда за короткий промежуток времени хочется увидеть много природных и не только достопримечательностей (однако стоит помнить, что и людей вокруг тоже будет много).


Свернув с Чуйского тракта к Улаганскому перевалу, можно попасть на Юг Телецкого озера. Сам Улаганский тракт при этом тоже заслуживает внимания. Изучая эту местность, можно наткнуться на страшные истории: «Местный мальчишка выстрелил из ружья по палатке туристов», «Молодежь на лошадях пугала путешественников», жуткие легенды про мертвое озеро Чейбеккель. Однако красоты этого места стоят того, чтобы его посетить, к тому же с развитием туризма в регионе преступность снизилась. Но даже при выросшем потоке путешественников, турбазы в этом районе без электричества и водопровода – обходятся солнечными панелями и озерной водой, а отапливаются печками. 


Улаганское плато находится на высоте примерно 1500-2000 метров, есть несколько десятков озер (самые крупные – Сурулукёль, Балуктукёль, Тулдукёль, Узункёль), многие из которых зарыблены, поймать можно даже крупную форель. Отличное место для рыбаков, возможно, отсутствие таких привычных вещей, как электричество или связь только способствует качественному отдыху. 


А если и дальше двигаться от Улагана по дороге, ведущей на южный берег Телецкого озера, можно найти почти не тронутые туристами места. Одним из них является озеро Уч-Кёль (на самом же деле это три озера с единым названием).


Здесь можно стать с палаткой, когда поблизости будут разве что дикие лошади и заброшенные одинокие домики. Это то место, где можно почувствовать настоящую энергию Алтая.


Ещё одна, уже более туристическая достопримечательность по этой же дороге, – это перевал Кату-Ярык, соединяющий Улаганское плато и долину Чулышмана. Перевал привлекает множество путешественников, так как с него открывается красивый вид на долину, в начале спуска расположена смотровая площадка. С неё видно ущелье с суровыми скалами, голубую ленту реки, водопад Карасу. 


Раньше спуститься дальше в долину можно было только по крутой и опасной конной тропе. Только в 1989 году здесь появилась дорога с девятью поворотами и нестабильным каменно-грунтовым покрытием, при спуске и подъеме на неё нужно быть очень осторожными. В самой долине туризм развивается медленно, но верно: всех благ цивилизации здесь ждать тоже не стоит, но остановиться есть где. 


Кажется, что эта дорога, приведя к Телецкому озеру, может сказать путешественнику «стоп». Но есть возможность переправиться через него на пароме (в том числе и с автомобилем) и несколько часов наблюдать красоты кажущегося бескрайним Телецкого озера. Его длина с севера на юг составляет 77,8 км, а максимальная ширина – 2,9 км. Берега у озера крутые, испещрены множеством бухт. Вокруг озера расположены несколько баз отдыха, гостевых домов и кемпингов. Из Телецкого озера рождается красивая река Бия, шустрая, резвая, как и Катунь, очень своенравная. Они обе при слиянии образуют реку Обь.


Таким путем можно пересечь озеро, попасть в село Артыбаш и выйти на четвертую дорогу – Телецкий тракт. Она уже менее туристически развита, базы отдыха и дороги только строят. На ней расположены множество пасек – можно купить натуральный алтайский мед прямо от производителя. Также здесь собирают ещё один частый гостинец из Алтая – кедровые шишки. По этой дороге можно вернуться обратно в Горно-Алтайск.     
 
Автор фото и текста: Юлия Пилюгина